Положение автошколы

Положение
об организации учебного процесса по подготовке
водителей механических транспортных средств категории «В»
в автошколе ООО «Нужный шаг»

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее положение об организации учебного процесса по подготовке водителей механических транспортных средств (далее – Положение) разработано в соответствии с техническими и другими нормативно-правовыми актами Республики Беларусь по подготовке водителей:
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04 декабря 2014 г. № 41 «Об утверждении единых программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей механических транспортных средств кроме тракторов, и лиц, обучающих управлению ими» (далее — программы подготовки) (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 27.12.2012 г. № 8/26686 );
- Государственным стандартом Республики Беларусь (СТБ ИСО 9001- 2001) «Системы менеджмента качества. Требования» (далее — СТБ ИСО 9001-2001);
- Государственным стандартом Республики Беларусь (СТБ 2191.1-2011 Часть 1) «Услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств» (далее — СТБ 2191.1-2011);
- Государственным стандартом Республики Беларусь (СТБ 2191.2-2011 Часть 2) «Требования к проведению экзаменов в учебных организациях» (далее — СТБ 2191.2-2011);
- Техническим кодексом установившейся практики (ТКП 5.3.14- 2013 «Порядок сертификации услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств (далее — ТКП 5.3.14–2013;
2. В Положении излагаются основные требования к организации учебного процесса по подготовке водителей механических транспортных средств (далее – МТС) по программе подготовки водителей МТС категории «В» (далее – Программа) в ООО «Нужный шаг» (далее – учебной организации), прошедшей обязательную сертификацию, и получившей сертификат.
3. Данное Положение не отменяет действие указанных технических нормативно-правовых актов Республики Беларусь по подготовке водителей, а только уточняет порядок выполнения их требований применительно к учебной организации (исходя из условий подготовки, наличия и состояния учебно-материальной базы, подготовленности и квалификации лиц, обучающих управлению МТС).
4. Положение является локальным нормативно-правовым актом. Его требования обязательны для исполнения руководством и лицами, обучающими управлению МТС, а также учащимися учебной организации.
5. При официальном опубликовании и вступлении в силу других технических нормативно-правовых актов Республики Беларусь, касающихся подготовки водителей МТС, их требования вносятся в данное Положение установленным порядком и доводятся до исполнителей.
6. Директор автошколы «Нужный шаг» планирует и организовывает работу по выполнению требований Положения, а также осуществляет контроль над состоянием учебно-методической работы, подготовкой преподавателей и мастеров производственного обучения управлению механических транспортных средств (далее – мастер) к занятиям и качеством их проведения.

ГЛАВА 2
ПРИЕМ НА ОБУЧЕНИЕ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА
ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ
МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

7. Прием на обучение лиц, желающих пройти обучение (далее – учащийся) по Программе осуществляется на основании договора на оказание услуг по подготовке водителей МТС категории «В» по установленной форме.
8. При заключении договора кандидат в учащиеся должен предъявить руководителю учебной организации (ответственному лицу за прием учащихся):
- паспорт, удостоверяющий личность учащегося;
- справку о годности к управлению механическими транспортными средствами соответствующей категории, установленной законодательством Республики Беларусь формы (далее – медицинская справка)
- фотографическую карточку размером – 3,5×4,5 см (анфас, без головного убора на светлом фоне) – 2 шт.
9. Договор оформляется в письменном виде. Подписанный договор регистрируется в журнале регистрации договоров на оказание услуг по подготовке водителей МТС. Договор вступает в силу с даты издания приказа «О формировании учебной группы» и действует до полного выполнения условий договора, но не более шести месяцев со дня начала занятий.
10. Принятые документы (медицинская справка, фотографические карточки) и договор хранятся в учебном отделе в специальной папке (скоросшивателе) формируемой учебной группы (по окончании обучения – дело группы).
11. Договор с кандидатом в учащиеся, не прибывшим (за исключением уважительной на то причины) на организационное собрание расторгается в одностороннем порядке и хранятся в отдельном деле (папке) в течение года.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

12. Подготовка водителей МТС, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь на основании Программы.
13. Лица, допущенные по медицинским показаниям к управлению МТС категории «В» и желающие получить водительское удостоверение, должны пройти подготовку в учебных организациях.
14. Порядок подготовки водителей:
14.1. Минимальный срок подготовки водителей на категорию «В» устанавливается не менее 3 месяцев.
14.2. Подготовка осуществляется на основании договора.
14.3. Лица, зачисленные на подготовку, именуются учащимися, а сформированные из них группы – учебными группами. Численность учебной группы не должна превышать 30 человек.
14.4. Зачисление на подготовку, выпуск, перевод, отчисление учащихся оформляется приказом руководителя учебной организации.
14.5. Учебная организация в течение 10 дней со дня издания приказа о создании учебной группы согласовывает в РЭП ГАИ МВД дату и место сдачи квалификационных экзаменов, а также представляет списки учащихся групп с указанием фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, места прописки (регистрации) каждого учащегося. Такие же сведения представляются в орган по сертификации услуг по подготовке водителей по его запросу.
14.6. Продолжительность занятий не должна превышать семи учебных часов в день при обучении с отрывом от производства и пяти учебных часов при обучении без отрыва от производства.
14.7. Продолжительность учебного часа теоретических, лабораторно-практических, практических занятий – 45 мин.
14.8. Теоретические и практические занятия проводятся в следующем порядке:
- утренние группы (понедельник, среда и пятница; вторник, четверг и пятница) с 9.00 до 13.05, пять учебных часов, согласно расписанию, продолжительностью учебного часа – 45 минут.
- вечерние группы (понедельник, среда и пятница; вторник, четверг и пятница) с 18.00 до 22.05, четыре учебных часа, согласно расписанию, продолжительностью учебного часа – 45 минут.
- группы выходного дня (суббота, воскресенье) с 08.40 до 14.25, семь учебных часов, согласно расписанию, продолжительностью учебного часа – 45 минут.
14.9. Теоретические, практические занятия и консультации проводятся в оборудованных для этих целей учебных классах.
14.10. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, для каждой учебной группы. Расписание утверждается директором учебной организации.
14.11. При подготовке учащихся применяются следующие основные методы обучения: устное изложение темы занятия, демонстрация учебных наглядных материалов, практическое выполнение учебного задания, самостоятельная работа.
14.12. Выбор метода обучения определяется преподавателем в соответствии с требованиями единых программ, составом и уровнем подготовленности учащихся, степенью сложности изучаемого материала, наличием и состоянием технических средств обучения и учебного оборудования.
14.13. Учет проведения занятий, посещаемости, оценки знаний учащихся ведется в журнале учета занятий (далее–журнал), оценки навыков управления МТС отражаются в индивидуальной книжке обучения вождению, путевом листе на учебное МТС.
14.14. Журнал является основным документом, отражающим выполнение единой программы по всем теоретическим предметам обучения. Журнал ведется в каждой учебной группе. Преподаватель является лицом, ответственным за его правильное ведение. Успеваемость выставляется цифрами по пятибалльной системе оценки знаний (5,4,3 – положительная; 2,1 – отрицательная). Отсутствие на занятии отмечается буквами «нб».
14.15. Занятия по предмету «вождение автомобиля» проводятся мастером ПОУ МТС в соответствии с утвержденным графиком практических упражнений на автомобиле.
Продолжительность учебного часа составляет 60 минут, из которых на контрольный осмотр автомобиля, постановку задач, подведение итогов, оформление документации и смену учащихся отводится 10 минут. При условии проведения 2-х часовых упражнений предусматривается перерыв продолжительностью 10 минут. Смена учащихся производится в местах на учебном маршруте или на площадке автодрома учебной организации, после завершения занятий с учащимся.

14.16. Занятия по предмету «вождение автомобиля» запрещается планировать и проводить во время учебных часов теоретических занятий.
14.17. Мастер ПОУ МТС на занятиях по предмету «вождение автомобиля» должен иметь при себе:
- водительское удостоверение на право управления МТС категории «В» и талон к нему;
- путевой лист учебного МТС;
- документы на учебное МТС, установленные Правилами дорожного движения;
- свидетельство установленного образца о соответствии квалификации;
- план-конспект проведения занятий;
- график очередности вождения;
- карту-схему маршрута для выполнения городских и загородных упражнений по предмету «вождение автомобиля».
14.18. Занятия по практическому обучению вождению автомобиля разрешается начинать после изучения темы №1 «Основные понятия и термины. Обязанности и права участников дорожного движения» предмета «Правила дорожного движения» и темы №3 «Методические основы по использованию органов управления автомобилей» предмета «Основы управления транспортным средством и безопасность движения».
14.19. В течение суток с одним учащимся разрешается отрабатывать на учебном МТС не более двух часов, за исключением времени на тематический контроль.
14.20. Выполнение упражнения «Вождение в темное время суток» по предмету «вождение автомобиля» планируется и проводится после наступления темного времени суток.
14.21. Занятия по практическому обучению вождению автомобиля и тематический контроль проводятся мастерами ПОУ МТС на автодроме учебной организации, а также на учебных маршрутах по дорогам общего пользования, согласованных с ГАИ.
14.22. Во время обучения вождению на дорогах общего пользования каждый учащийся должен проехать на учебном МТС не менее 15 км в течение одного часа.
14.23. Занятия по практическому обучению вождению автомобиля проводятся согласно графика очередности, составляемого мастером. О невозможности присутствия на практических занятиях по вождению, учащийся предупреждает мастера за один день до начала занятий. Если учащийся не предупредил мастера и не явился на практическое занятие, то это является срывом практического занятия по вине учащегося, который оплачивается согласно прейскуранта.
14.24. Индивидуальная книжка обучения вождению оформляется и ведется на каждого учащегося и предназначена для учета выполнения учебного плана по вождению МТС. Заполнение книжки производится мастером ПОУ МТС после каждого занятия.
14.25. Путевой лист на учебное МТС выдается мастеру должностным лицом учебной организации на один день и заполняется на каждое учебное МТС в отдельности.
14.26. Преподаватели и мастера ПОУ МТС несут ответственность за качество обучения и подготовку учащихся к сдаче выпускных экзаменов в учебной организации и квалификационных экзаменов в ГАИ, а также за соблюдение учащимися дисциплины, правил охраны труда и мер безопасности во время проведения занятий.
14.27. Порядок допуска к выпускным экзаменам и порядок их проведения устанавливается соответствующими едиными программами.
15. Общие требования к учебным организациям.
15.1. Учебные организации руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами Республики Беларусь и Государственным стандартом Республики Беларусь (СТБ 2191.1-2011, СТБ 2191.2-2011).
15.2. Деятельность по подготовке водителей может осуществляться только учебными организациями, прошедшими обязательную сертификацию в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.
15.3. Учебная организация, осуществляющая деятельность по подготовке водителей, должна иметь:
- единые программы;
- учебно-материальную базу, отвечающую требованиям соответствующих единых программ;
- преподавателей и мастеров ПОУ МТС соответствующего уровня квалификации,
- должностные инструкции для руководящих работников учебной организации, преподавателей и мастеров ПОУ МТС;
- перечень учебных маршрутов по вождению МТС на дорогах общего пользования Республики Беларусь, согласованный с ГАИ;
- планы-конспекты проведения занятий для преподавателей и мастеров ПОУ МТС.
15.4. Учебная организация должна располагать:
- учебными классами (кабинетами) и лабораториями, оснащенными необходимым оборудованием, техническими средствами обучения, учебными и наглядными пособиями для проведения теоретических и лабораторно-практических занятий в соответствии с минимальным перечнем, установленным соответствующей единой программой. Помещения для размещения учебных классов (кабинетов) и лабораторий должны соответствовать требованиям СанПиН Республики Беларусь № 14-121-99 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса и производственного обучения профессионально-технических и средних специальных учебных заведений»;
- автодромом, оборудованным обязательными элементами обустройства согласно требованиям СТБ 2191.2-2011;
- учебными МТС, оборудованными в соответствии с требованиями СТБ 1567 и других нормативных правовых актов.
15.5. Кроме оборудования учебных классов (кабинетов) и лабораторий, предусмотренного минимальным перечнем соответствующей единой программой, учебные организации могут оснащать их дополнительным оборудованием.
15.6. Необходимое количество учебных классов (кабинетов) и лабораторий определяется в соответствии с планом подготовки водителей МТС, разрабатываемым учебной организацией. Размещение оборудования, технических средств, учебных и наглядных пособий в учебных классах должно производиться с учетом требований санитарно — гигиенических норм и правил, требований противопожарной безопасности обеспечивать охрану труда.
15.7. Помещение учебного класса (кабинета) и лаборатории должно предусматривать возможность размещения группы учащихся в количестве 30 человек, а также установки проекционной и телевизионной аппаратуры, средств ЭВМ, учебных тренажеров, комплектов учебно-наглядных плакатов и других учебных пособий.
15.8. Площадь учебного класса (кабинета) и лаборатории по устройству и эксплуатации транспортных средств должна обеспечивать возможность свободного подхода к узлам и агрегатам транспортных средств, изучение которых предусмотрено соответствующими едиными программами.
15.9. Теоретические занятия при подготовке водителей МТС должны проводиться преподавателями, имеющими высшее техническое или средне специальное техническое образование. Допускается проведение занятий по предметам «Правила дорожного движения», «Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения», «Правовые основы дорожного движения» преподавателями, имеющими высшее юридическое или высшее педагогическое образование. Преподаватели должны пройти повышение квалификации по соответствующей программе и иметь соответствующее свидетельство.
15.10.Теоретические и лабораторно — практические занятия по медицинской подготовке проводятся преподавателем, имеющим медицинское образование.
15.11. Мастер ПОУ МТС должен иметь:
- высшее образование или средне-специальное;
- стаж работы на МТС соответствующей категории не менее трех лет;
- соответствующее свидетельство о прохождении специальной подготовки.
16. Порядок контроля над учебным процессом в учебных организациях, осуществляющих подготовку лиц, обучающих управлению механическим транспортным средством:
16.1. Контроль учебного процесса, уровня подготовки преподавателей и мастеров ПОУ МТС к занятиям, качество их проведения в учебной организации планируется учебной частью, а также может проводиться планово так и внепланово.
Контроль осуществляется директором учебной организации, назначенными преподавателями или мастерами ПОУ МТС.

16.2. Результаты проверок занятий записываются в соответствующий раздел журнала учета занятий проверяемой группы.
16.3. Результаты контроля состояния организации и учебного процесса, анализируются руководством учебной организации, периодически рассматриваются на заседании педагогического совета путем их доведения и обсуждения.
В результате заседаний педагогического совета вырабатываются, принимаются соответствующие методические рекомендации, предложения и указания по совершенствованию учебного процесса.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ МТС КАТЕГОРИИ «В»

17. Общество с ограниченной ответственностью «Нужный шаг» оказывает услугу по подготовке водителей МТС категории «В» на основании сертификата соответствия № ВУ/112 04.13. 078 02628, зарегистрированного в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (срок действия сертификата с 18 сентября 2012 года до 18 сентября 2017 года);
Объем подготовки составляет: теоретическая подготовка – 170 часов, практическое обучение вождению – 50 часов.

18. При непосещении занятий учащимися преподаватель или мастер ПОУ МТС обязаны ставить в известность об этом учебный отдел.
19. При пропуске занятий без уважительной причины в объеме более 15% часов предусмотренных программой подготовки учебный отдел может вносить предложения директору учебной организации об исключении учащегося из группы.
20. При пропуске занятий по уважительной причине в объеме более 15% часов, предусмотренных программой подготовки, учебный отдел на основании заявления учащегося обязан вносить предложения руководству организации о переводе учащегося в другую учебную группу (при наличии возможности) или в очередную вновь набираемую учебную группу для окончания обучения.
21. В случае подтверждения учащимися своей подписью недостоверных данных в документах, оформляемых в процессе обучения (индивидуальной книжке обучения вождению и (или) в путевом листе, ведомости расхода топлива), а также в случае недостоверности сведений в документах, представляемых учащимися, в том числе о ранее полученном водительском удостоверении соответствующей категории, учебная организация не несет ответственности за качество и результаты обучения.
22. Для определения качества подготовки каждого учащегося по теоретическому и практическому курсу обучения, и оценки его знаний по изученным темам, проводятся зачёты (зачёт по теоретическому курсу и итоговое занятие по практическому курсу на МТС), по результатам которых определяется готовность каждого учащегося и в целом группы к экзаменам, а также тематика консультаций, дополнительных занятий и рекомендации для самостоятельной подготовки к экзаменам.
Зачеты, контрольные срезы по теоретическому курсу состоят из трёх билетов по десять вопросов в каждом. При сдаче зачёта, контрольного среза учащийся может допустить не более одной ошибки на 3 билета. Учащийся получивший при устном опросе неудовлетворительную оценку к зачету не допускается до момента устного ответа на положительную оценку. Зачеты по темам сдаются строго в определенном порядке, согласно программе по подготовке водителей МТС категории «В».

Зачёты проводятся по теоретическим предметам:
- «Правила дорожного движения»:
1-ый зачёт после изучения – главы 1-6;
2-ой зачёт после изучения – приложение 2 и 3;
3-ий зачёт после изучения – главы 7, 13, приложения 1;
4-ый зачёт после изучения – главы 8-12, 19;
5-ый зачёт после изучения – главы 14-18, 20-25;
6-ой – главы 26,27, приложения 4;
- «Правовые основы дорожного движения»:
7-ой зачёт после изучения – тем 1-5 (ответственность);
- «Основы управления транспортным средством и безопасность движения»:
- 8-ой зачёт после изучения – тем 1-11 (безопасность);
- «Доврачебная медицинская помощь пострадавшим при ДТП»:
-9-ый зачёт после изучения – тем 1-4 (медицина);
- «Устройство и эксплуатация автомобилей категории «В» »:
- 10-ый зачёт после изучения – тем 1-6;
За весь курс обучения учащиеся обязаны сдать 2 контрольные среза:
- контрольный срез № 1 по темам 1-3 ПДД;
- контрольный срез № 2 по темам 1-5 ПДД;

После изучения полного курса по всем теоретическим предметам проводится итоговый зачёт, включающий темы предметов ПДД, ОУТСиБД, ПОДД, ДМП, состоящий из четырех билетов по десять вопросов в каждом. При сдаче итогового зачета учащийся может допустить не более одной ошибки на 4 билета.
Тематический контроль проводится по практическому обучению на МТС по предмету «вождение автомобиля»: 1-ый тематический контроль проводится после изучения тем 1-2 (на автодроме); 2-ой тематический контроль проводится после изучения темы 3 (по дорогам общего пользования с малой и большой интенсивностью движения).

23. Повторные пересдачи зачетов, контрольных срезов по теоретическим предметам и итоговым занятиям по предмету «вождение автомобиля»:
23.1. Зачёты, контрольные срезы по теоретическим предметам могут приниматься с использованием ЭВМ или письменно – по трём билетам, состоящих из десяти вопросов каждый. Для сдачи зачёта, контрольного среза отводиться одна попытка во время теоретического занятия. Учащиеся не сдавшие зачёт или контрольный срез по теоретическим предметам могут их пересдать на последующих занятиях согласно расписанию учебной группы без оплаты.
После окончания теоретических занятий в учебной группе, учащиеся имеющие задолженности по зачётам, контрольным срезам по теоретическим предметам могут их пересдать в определённое руководством учебной организации время за оплату согласно прейскуранту.
23.2. Для учащихся, недостаточно овладевших, приемами вождения автомобиля после отработки в полном объеме упражнений, предусмотренных темами предмета «вождение автомобиля», по результатам итогового занятия – проводятся дополнительные занятия по соответствующим темам за плату согласно прейскуранту, после чего проводиться повторное итоговое занятие по данной теме.
Спорные вопросы между учащимися и лицом, проводившим тематический контроль, решает комиссия, создаваемая приказом директора учебной организации (конфликтная комиссия).

ГЛАВА 5
ОПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЮ МЕХАНИЧЕСКИМ
ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И ПОРЯДОК ЕЕ ВНЕСЕНИЯ

24. Стоимость услуг по обучению управлению МТС включает:
- плату за обучение МТС (далее — обучение);
- плату за автомобильное топливо, используемое при обучении управлению МТС
25. Оплата за оказываемые услуги производится согласно прейскуранту цен, утвержденного директором учебной организации.
26. Оплата за обучение управлению МТС производится по частям:
- первая часть авансового платежа вносится до первого дня обучения в размере 34 % от стоимости обучения управлению МТС;
- вторая часть авансового платежа вносится в размере 33 % от стоимости обучения через 30 дней от начала занятий,
- оставшаяся часть авансового платежа вносится в размере 33 % от стоимости обучения через 60 дней от начала занятий.
- предоплата за автомобильное топливо, используемое при обучении управлению МТС, вносится до начала занятий по практическому вождению автомобиля. Размер предоплаты определяется исходя из расчетного расхода автомобильного топлива, используемого на проведение полного курса практических занятий по управлению МТС по соответствующей программе подготовки водителей МТС и стоимости автомобильного топлива марки АИ-92, АИ-95. Расчетный расход автомобильного топлива определяется на основании расчетной нормы пробега учебного транспортного средства и установленной нормы расхода топлива на конкретную марку и модель учебного транспортного средства (окончательный расчёт за топливо производится после прохождения полного курса практического вождения);
- окончательный расчет осуществляется до выдачи свидетельства о прохождении подготовки водителя механического транспортного средства.
27. В случае оплаты стоимости оказываемых услуг не в полном размере, учащийся к выпускному экзамену не допускается.
28. После окончании полного курса обучения, по программе подготовки водителей МТС, учебной организацией производится перерасчет оплаты расхода автомобильного топлива по его фактическому расходу с учетом изменений стоимости автомобильного топлива за период обучения.
31. Фактический расход автомобильного топлива определяется по данным путевых листов учебного механического транспортного средства, сводной ведомости учета фактического расхода топлива, а также индивидуальной книжки обучения вождению.
32. Сводная ведомость учета фактического расхода топлива, используемого при обучении управлению МТС, оформляется и ведется на каждого учащегося и предназначена для отчета по оплате расхода автомобильного топлива учащимся. В течение всего периода обучения сводная ведомость хранится у мастера ПОУ МТС. Заполнение сводной ведомости производится мастером после каждого занятия.
33. В случае превышения фактического расхода автомобильного топлива, использованного при обучении над расчетным расходом, а также при увеличении цены автомобильного топлива за период обучения управлению МТС, учащийся производит доплату стоимости автомобильного топлива не позднее даты сдачи внутреннего экзамена в автошколе.

ГЛАВА 6
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ

34. Общие положения.
34.1. Экзамены в учебной организации проводятся с целью определения степени усвоения учащимися соответствующей программы подготовки водителей МТС.
34.2. Экзамены проводятся не позднее 10 дней после полного выполнения учащимися учебного плана подготовки водителей в соответствии с расписанием.
34.3. Прием эvкзаменов осуществляет экзаменационная комиссия, которая состоит не менее чем из 3-х человек, включая руководителя (заместителя руководителя).
Поименный состав экзаменационной комиссии назначается приказом руководителя учебной организации.

34.4. К экзаменам допускаются учащиеся, прошедшие в полном объеме обучение по Программе и получившие положительные итоговые оценки по всем теоретическим предметам обучения и тематическому контролю предмета «Управление механическим транспортным средством».
34.5. Экзамены состоят из теоретического и практического экзаменов, которые проводятся поэтапно: вначале – теоретический, затем практический. Учащиеся, не сдавшие теоретический экзамен, к сдаче практического экзамена не допускаются.
34.6. Лица, обучающие управлению МТС (преподаватели, мастера ПОУ МТС), не позднее, чем за один день до экзаменов представляют директору учебной организации письменное уведомление о готовности группы к экзаменам (количестве допущенных и не допущенных к экзаменам учащихся, причинах, по которым учащиеся не допущены к экзаменам) по установленной форме. А также представляют полностью оформленную документацию на учебную группу (журнал учета занятий, индивидуальные книжки обучения вождению, сводные ведомости фактического расхода топлива).
34.7. Спорные вопросы, возникающие во время проведении экзаменов, рассматриваются комиссией, состав комиссии устанавливается приказом директора учебной организации.
34.8. Ответственность за организацию и проведение экзаменов, также правильное и полное оформление документации возлагается на директора учебной организации.
35. Требования к экзаменационной комиссии.
35.1. Экзаменационную комиссию возглавляет председатель в лице директора учебной организации.
Председатель экзаменационной комиссии должен иметь высшее техническое, высшее педагогическое или высшее юридическое образование, стаж работы преподавателем или мастером ПОУ МТС не менее одного года.
35.2. Каждый член экзаменационной комиссии должен быть не моложе 23 лет, иметь водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами тех категорий, по которым будет проводиться экзамен, стаж управления МТС не менее трех лет и за последние три года не иметь случаев лишения права управления МТС
35.3. Члены экзаменационной комиссии обязаны знать:
- правила дорожного движения и основы безопасного управления МТС
- содержание и структуру учебного плана и программ предметов;
- методику обучения, компьютерные программы для проведения практических занятий и контроля знаний учащихся;
- устройство и правила эксплуатации транспортных средств;
- основы психофизиологии труда и этики поведения водителей;
- основы оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП);
- правовые основы дорожного движения;
- порядок приема квалификационных экзаменов на получение права управления МТС;
- требования по обеспечению охраны труда и техники безопасности в учебном процессе.
36. Требования к учебным механическим транспортным средствам.
36.1. Учебное МТС должно быть оборудовано в соответствии с требованиями СТБ 1567, других соответствующих ТНПА и иных нормативных правовых актов РБ и зарегистрировано в ГАИ, как специальный автомобиль «Учебная». Техническое состояние учебного МТС должно соответствовать требованиям ТНПА Республики Беларусь.
36.2. Запрещается использовать для сдачи практического экзамена учебное МТС категории «В», оборудованное автоматической коробкой переключения передач.
37. Требования к автодрому.
37.1. Автодром для обучения и приема практического экзамена на право управления МТС категории «В» должен быть оборудован следующими обязательными элементами:
- кольцевым маршрутом;
- боксом для постановки транспортного средства на стоянку передним и задним ходом;
- боксом для постановки транспортного средства на стоянку боковой стороной с применением заднего хода (диагональной парковкой);
- участком для разворота транспортного средства при ограниченной ширине проезжей части (габаритным двориком);
- участком с подъемом (эстакадой) с уклоном не менее 16%;<>/span
- габаритной восьмеркой (кругом);
- стоп-линией;
- габаритным тоннелем;
- габаритной змейкой;
Элементы автодрома и их размеры приведены в СТБ 2191.2-2011.
37.2. Общая площадь автодрома должна быть не менее 1200 м2.
37.3. Автодром должен иметь усовершенствованное или твердое ровное
покрытие. Коэффициент сцепления колес МТС с покрытием, в том числе на участке с подъемом (эстакаде), должен быть не ниже 0,4.

37.4. В случае проведения практических занятий и экзамена в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.
37.5. Оборудование и состояние автодрома должны соответствовать требованиям охраны труда, промышленной санитарии и безопасности движения.
38. Требования к проведению теоретического экзамена.
38.1. Теоретические экзамены планируются и проводятся в рабочие дни.
38.2. Теоретический экзамен может приниматься на компьютере и(или) по экзаменационным билетам на бумажном носителе (далее – билетам), или устным опросом с использованием тестовых заданий.
Примечание – допускаются комбинированные варианты применения указанных методов приема теоретического экзамена:
- по экзаменационным билетам на бумажном носителе и устный опрос;
- на компьютере и устный опрос;
- по экзаменационным билетам на бумажном носителе и на компьютере.
38.3. До начала теоретического экзамена председатель или член экзаменационной комиссии должен информировать учащихся о порядке проведения, порядке пользования экзаменационными билетами на бумажном носителе, программой на компьютере или тестовыми заданиями, а также о системе оценки знаний.
38.4. Теоретический экзамен с использованием экзаменационных билетов на бумажном носителе или компьютере должен приниматься у учащихся на право управления МТС категории «В» по трем билетам, включающим вопросы по правилам дорожного движения, основам управления транспортным средством и безопасности движения, правовым основам дорожного движения, доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП;
38.5. Каждый билет должен содержать десять вопросов, а каждый вопрос от двух до пяти ответов, один из которых правильный. Содержание билетов должно соответствовать программе и отражать специфику подготовки водителей по категории «В» транспортных средств.
38.6. Для подготовки ответов на вопросы одного билета, каждому учащемуся отводится 15 мин. Последовательность ответов на вопросы билетов выбирается учащимся самостоятельно.
38.7. Ответы на вопросы билетов на бумажном носителе фиксируются учащимся чернильной или шариковой ручкой в экзаменационной карточке по теоретическому экзамену. Ответ на вопрос билета, имеющий исправления, считается неправильным.
38.8. Информация о правильности ответов на вопросы, включенные в билеты компьютера, должна отображаться на экране монитора только после ответа на последний вопрос билета, либо по истечении установленного времени. При этом на экран монитора компьютера должна выводиться информация с номерами выбранных и правильных ответов на вопросы билета, время, затраченное на их подготовку, а также вопросы, на которые были даны неправильные ответы.
38.9. Отметка «Сдан» выставляется учащемуся в случае, если им допущено не более одной ошибки в каждом билете.
38.10. Отметка «Не сдан» выставляется учащемуся, если он в течение 15 мин не ответил на вопросы одного билета, либо совершил в нем две или более ошибки.
38.11. При проведении теоретического экзамена методом устного опроса учащийся должен ответить на одно тестовое задание, включающее вопросы по правилам дорожного движения, основам управления транспортным средством и безопасности движения, правовым основам дорожного движения, доврачебной медицинской помощи пострадавшим ДТП;
38.12. Тестовое задание должно состоять из 10 вопросов на бумажном носителе. Для подготовки ответов на вопросы одного тестового задания учащемуся должно быть отведено 30 мин. Ответы на вопросы тестового задания даются учащимся в письменной форме и оцениваются в процессе устного собеседования учащегося с членом экзаменационной комиссии.
38.13. Отметка «Сдан» выставляется в случае, если учащийся правильно и аргументировано ответил как минимум на девять вопросов тестового задания.
При неправильном ответе на два и более вопроса тестового задания учащемуся выставляется оценка «Не сдан».

38.14. Результаты теоретического экзамена, принимаемого методом устного опроса, заносятся в экзаменационную карточку по теоретическому экзамену членом экзаменационной комиссии.
38.15. Если в ходе проведения теоретического экзамена учащийся пользовался литературой или прибегал к помощи других лиц, экзамен прекращается и ему выставляется отметка «Не сдан».
39. Требования к проведению практического экзамена.
39.1. Практический экзамен на право управления МТС категории «В» должен приниматься в два этапа. На первом этапе у учащихся оцениваются навыки управления МТС на автодроме, на втором – в условиях реального дорожного движения по заданному маршруту.
39.2. Перед началом выполнения каждого этапа практического замена двигатель учебного МТС должен быть прогрет и выключен, рычаг коробки перемены передач находиться в нейтральном положении, стояночная тормозная система включена.
39.3. Перед началом практического экзамена председатель или член комиссии должен информировать учащихся о порядке проведения экзамена, системе оценки навыков управления МТС и последовательности проезда по элементам автодрома.
39.4. Время на выполнение первого этапа практического экзамена устанавливается с учетом размера автодрома, типа МТС, но не более 20 мин.
39.5. Отметка «Сдан» выставляется учащемуся за выполнение всех вышеуказанных элементов автодрома.
39.6. Не засчитывается выполнение элемента автодрома при:
- касании МТС ограничителей элемента;
- остановке двигателя МТС по вине учащегося;
- неплавном трогании МТС с места остановки на подъеме или при его откате с места остановки более чем на тридцать сантиметров;
- остановке МТС или применении заднего хода при выполнении элемента «габаритная восьмерка» («круг»);
- остановке передних колёс МТС за пределами полуметровой зоны перед «стоп-линией»;
- включении передачи заднего хода более одного раза при выполнении элементов: участка для разворота МТС при ограниченной проезжей части, бокса для постановки МТС на стоянку задним ходом, бокса для постановки МТС на стоянку боковой стороной (диагональная парковка).
При невыполнении элемента с первой попытки практический экзамен продолжается с исходной позиции данного элемента. На выполнение каждого элемента отводится не более двух попыток.
39.7. Учащийся, не сдавший первый этап практического экзамена, к сдаче второго этапа не допускается.
39.8. На втором этапе практического экзамена у учащегося оцениваются навыки управления МТС в условиях реального дорожного движения по заданному маршруту. Протяженность маршрута должна составлять не менее 5 км. Маршрут движения для выполнения второго этапа практического экзамена определяется экзаменационной комиссией.
39.9. На выполнение второго этапа каждому учащемуся отводится не более 30 мин.
39.10. При движении по маршруту член комиссии должен четко и своевременно подавать команды учащемуся и контролировать правильность их выполнения.
39.11. Члену комиссии запрещается провоцировать учащегося к выполнению действий, противоречащих требованиям правил и безопасности дорожного движения.
39.12. При возникновении угрозы безопасности движения и для предотвращения ДТП мастер обязан незамедлительно вмешаться в процесс управления МТС.
39.13. За совершение ошибок (нарушений) на втором этапе практического экзамена учащемуся начисляются штрафные баллы: за значительную ошибку – пять баллов, незначительную – два. Классификация ошибок приведена в СТБ 2191.2-2011.
39.14. Ошибки, допущенные учащимся, член комиссии классифицирует и фиксирует в экзаменационной карточке по практическому экзамену.
39.15. Комиссия суммирует количество штрафных баллов, набранных учащимся на втором этапе практического экзамена, и выставляет ему итоговую отметку по результатам сдачи практического экзамена.
39.16. Отметка «Сдан» выставляется в случае проезда учащимся заданного маршрута без создания аварийной ситуации при условии, что он набрал в сумме не более восьми штрафных баллов за значительные и незначительные ошибки.
39.17. Отказ от выполнения или невыполнение учащимся какого-либо элемента первого этапа практического экзамена, превышение установленного норматива времени на выполнение этапов, создание аварийной ситуации на обоих этапах, вызвавшее необходимость вмешательства мастера для предотвращения ДТП, набор более восьми штрафных баллов фиксируются отметкой «Не сдан».
40. Порядок оформления результатов экзаменов.
40.1. Результаты теоретического и практического экзаменов оформляются протоколом комиссии, который подписывается председателем, всеми членами комиссии и заверяется печатью учебной организации. В протокол должны быть внесены фамилия, имя и отчество всех экзаменуемых учащихся. В графе протокола «Предложения и замечания комиссии» должны быть указаны учащиеся, не сдававшие экзамены, и причины, по которым они не сдавали экзамены.
40.2. Учащимся, успешно сдавшим экзамены, учебной организацией выдается свидетельство установленного образца о прохождении подготовки водителя и экзаменационная карточка водителя. Получение свидетельства удостоверяется подписью, получившего его, в протоколе экзаменационной комиссии.
40.3. По результатам экзаменов издается приказ директора учебной организации об окончании учащимися обучения с указанием номера групп, фамилии, имени и отчества учащегося, сдавшего экзамен, серии и номера выданного свидетельства.
40.4. Учащиеся, сдавшие экзамены и получившие свидетельства, в составе учебной группы представляются руководством учебной организации для квалификационного экзамена в территориальное регистрационно-экзаменационное подразделение Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — подразделение ГАИ).
40.5. Учебная документация на учебную группу хранится в учебной организации согласно перечню типовых документов органов государственного управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь. При этом протоколы экзаменационной комиссии должны храниться не менее 75 лет, индивидуальные книжки обучения вождению и путевые листы на учебное механическое транспортное средство не менее 3 лет после завершения последней ревизии.
При утере свидетельства или невозможности его дальнейшего использования учебная организация, выдавшая оригинал, обязана выдать дубликат на основании письменного заявления владельца свидетельства за дополнительную плату, согласно прейскуранту.
41. Порядок проведения повторных теоретических и практических экзаменов.
41.1 Учащиеся, не сдавшие теоретический или практический экзамены, могут пересдать теоретический экзамен по понедельникам с 15.30 до 17.30, а практический экзамен по вторникам по согласованию с администрацией.
41.2. Повторный теоретический и (или) практический экзамен (вождение) назначается не ранее чем через пять дней со дня проведения предыдущего экзамена. Количество повторных теоретических экзаменов и практических (вождение) экзаменов ограничивается сроком действия договора и дополнительным соглашением.
41.3. Учащимся, не сдавшим теоретический экзамен, рекомендуется до повторной сдачи экзамена отработать 2 (два) часа дополнительных занятий с преподавателем за оплату по прейскуранту.
41.4. Повторная сдача практического экзамена начинается с этапа, который не был сдан на предыдущем экзамене.
41.5. Повторный прием практического экзамена осуществляется после дополнительной оплаты учащимся стоимости пересдачи практического экзамена и стоимости топлива, согласно нормы расхода топлива на проведение экзамена. Учащимся, не сдавшим практический экзамен, рекомендуется до повторной сдачи экзамена отработать 2 (два) часа дополнительных занятий с мастером ПОУ МТС за дополнительную плату согласно прейскуранту.
Повторный прием практического экзамена предусматривает проведение:
- теоретического экзамена, (если с момента предыдущей сдачи теоретического экзамена прошло более 30 дней) в ходе которого учащийся должен ответить на три билета, которые должны включать вопросы по правилам дорожного движения, основам управления транспортным средством и безопасности движения, доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП;
- первого этапа практического экзамена в соответствии с пунктами 7.22-7.34, 7.44 СТБ 2191.2-2011;
– второго этапа практического экзамена в соответствии с пунктами 7.35-7.44 СТБ 2191.2-2011.
41.6. Учащиеся, не сдавшие практический экзамен с трех попыток, к последующей сдаче экзамена допускаются после прохождения дополнительных занятий в объёме 10% программы предмета «Управление автомобилем» за дополнительную плату по прейскуранту.
41.7. Учащиеся, сдавшие экзамен (экзамены), представляются к сдаче квалификационных экзаменов в подразделение ГАИ в составе очередных учебных групп.
В случае не сдачи зачетов или экзаменов в Автошколе в течение действия договора учебной группы, в которой зарегистрирован учащийся, учащийся может:
- быть отчислен из Автошколы по результатам неуспеваемости: на основании приказа директора без возмещения оплаченной за обучение суммы на условиях заключенного договора. Перед созданием приказа об отчислении учащегося, каждому учащемуся отсылается уведомление, в котором указан срок, предоставляемый учащемуся для погашения задолженности по зачётам или экзаменам.

По истечению действия договора исполнитель вправе продлить договор на один месяц с обязательным составлением дополнительного соглашения и доплатой заказчиком суммы предусмотренной прейскурантом.

Return to Top ▲Return to Top ▲